Ярославль

Многочастная икона «Воскресение Христово»

Авторский сайт иконописца и реставратора Онискиевой Ксении

Многочастная икона «Воскресение Христово»

Видео некоторых реставрационных процессов

Икона 19 века «Воскресение Христово и Сошествие во ад» размером 90 на 130 см.
Материалы:

  • дерево
  • паволока
  • левкас меловой
  • темпера на яичной эмульсии
  • сусальное золото

Состояние до реставрации:

  1. Основа (доска) – разошедшиеся доски основы, оборот залит частично масляной краской, многочисленные гвозди в торцах, одна шпонка утрачена. Частично спилены поля иконы. Основа была подвержена непрофессиональной реставрации.
  2. Паволока – многочисленные вздутия.
  3. Левкас – вздутия и многочисленные утраты.
  4. Красочный слой – шелушения и утраты, имеются поздние записи поверх красочного и покровного слоя.
  5. Золочение – многочисленные утраты и потёртости сусального золота. Обнаружено непрофессиональное реставрационное золочение на нимбах Спасителя.
  6. Покровной слой – потемневший, имеется копоть и восковые забрызги по всей поверхности. Также имеется ожог от свечи, поверх записанный масляной краской. 

Проведены следующие реставрационные работы:

  1. Удалены все следы предыдущей непрофессиональной реставрации: расчищены и обработаны все отверстия в основе и заново заделаны, оборот расчищен, гвозди удалены.
  2. Удалена точечная шпаклевка с лицевой стороны.
  3. Изображение расчищено от записей и некорректных тонировок.
  4. Укреплены паволока, левкас и красочный слой.
  5. Восстановлен левкас в местах утрат и сделаны тонировки.
  6. Реконструирован утраченный лик святого на месте ожога.
  7. Золочение отреставрировано путем использования как сусального, так и твореного золота.
  8. Икона покрыта реставрационным лаком.

Икона «Воскресение Христово. Сошествие во ад» написана на рубеже XVIII-XIX веков яичной темперой на меловом грунте. Сюжет один из самых распространенных в восточной иконописи. Правда, часто «Воскресением Христовым» у нас называется сюжет, где воскресший Христос выводит праведников из ада («Сошествие во ад»), а также к этой иконографии относятся такие сюжеты, как «Жены-мироносицы у пустого гроба» и «Апостолы Петр и Иоанн у пустого гроба». В западной иконописи Христос чаще изображается воскресший и «вылетающий» из гроба. В данной иконе совмещены, практически, все возможные сюжеты. Наверху – Христос во Славе воскрес из гроба, в нижней половине иконы — Христос, стоя на поверженных вратах ада, вызволяет праведников. Кроме основных сюжетов, присутствует ряд мини-сюжетов, изображающих основные события, произошедшие до и после воскресения Христа, так как по воскресении он ещё находился 40 дней на Земле. Таким образом, эту икону вполне можно считать некой сюжетной антологией новозаветной Пасхи. Интересны как композиционная, так и художественная составляющая этого полиптиха.
Точно можно сказать, что за свою бытность образ два раза подвергался, так скажем, «поновлениям». Изначально одежды на центральных фигурах Христа были написаны красками и разделаны ассистом, но, видимо от постоянных протираний иконы, первоначальные одежды были стерты до левкаса и впоследствии перезолочены полностью листовым золотом, ассист остался только на верхней мандорле.
Мы восстановили сусальным золотом одежды Христа и ассист на нижней мандорле. Потертости на нимбах святых реставрировали твореным золотом. Один переписанный лик на обгорелой части иконы пришлось реконструировать заново, ориентируясь на имеющиеся похожие лики. Ещё у иконы были отпилены боковые поля, это говорит нам о том, что она «не родная» в данном иконостасе и попала туда из другого иконостаса. Видимо, доска не подходила по размеру и поля подпилили. Много времени заняла реставрация основы иконы, так как разошедшиеся доски были просто забиты ватой и залиты сверху шпаклевкой. Приходилось кропотливо вынимать все эти наполнители, заново зачищать и заделывать отверстие. В итоге икона получила вторую жизнь и к Пасхе заняла свое место в иконостасе.

Икона «Воскресение Христово» в храме.

Tags: , , , , ,

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *