Ярославль

Иконы новых святых. Трудности создания образа.

Авторский сайт иконописца и реставратора Онискиевой Ксении

Иконы новых святых. Трудности создания образа.

На Архиерейском соборе Русской православной церкви в 2000-м году, который стал юбилейным, была совершена массовая канонизация мучеников и исповедников, пострадавших в советские годы, прославлено около 1000 человек. После канонизации была проведена гигантская работа по составлению служб этим новым святым. И, кроме того, возникла потребность в написании соответствующих икон.

Архиерейский Собор Русской Православной Церкви 2000 года – важнейший этап  истории Российского Православия : Богослов.RU
Участники архиерейского собора 2000 года.

Этот вопрос встал, можно сказать, остро. Спрос возник просто огромный. А большой спрос рождает и множество различных предложений, зачастую не совсем адекватных.  В чем же, по нашему мнению, состояла трудность написания икон новых святых? А в том, что, как правило, до нас дошли прижизненные фотографии всех этих святых. С одной стороны это, вроде бы, плюс, но, как выяснилось по факту, это и огромный минус. В храмовое пространство потоком хлынули не иконы, а вольные портреты, зачастую дурного исполнения. Получилось, что и как портрет это произведение «не очень» и как икона так себе. А задача иконописца, все-таки, это перевод реального портрета на иконописный язык, то есть внешний вид человека должен быть стилизован.

Разработка иконографии святого – это очень своеобразный процесс, который касается проработки лика святого, его одежды, аксессуаров и прочих характерных черт. Конечно, современная икона постепенно и неизбежно формирует свой изобразительный язык, это понятно – меняются времена, вкусы, восприятие. Да и у святых появляются такие одежды и аксессуары, да даже прически, которых в древности попросту не было.

В разное время изображения на иконах писались по-разному и в каждом времени есть как прекрасные образцы, так и средние или совсем неудачные. Но сейчас мы имеем возможность обозревать весть этот пласт церковного искусства и опираясь на лучшие образцы создавать новые и качественно проработанные. Главное в иконе – это ее уникальный изобразительный язык, с помощью которого иконописец пытается показать иной мир. Не нашу земную обыденность, а именно иную реальность, и святого, преображенного Божественным светом. Этой темы мы касались в предыдущей статье. А когда мы видим на иконе просто портрет сомнительного качества с подрисованным нимбом, то очень трудно воспринимать его как икону. Не говоря уж о том, что в этом случае иконописец никак не способствует культурному развитию молящихся, не предлагает им пищи для ума. Отсутствие следования канону разрушает все критерии оценки:

  • Какую икону мы можем назвать качественной?
  • Что должен видеть верующий, взирая на икону, какие мысли она должна пробуждать?
  • В чем вообще смысл написания иконы?

В советском искусствоведении долгое время господствовала мысль, что канон ограничивает свободу творчества художника. Но даже советские искусствоведы в итоге пришли к противоположному заключению – канон не создает ограничений, он задает вектор творчества, дает критерии оценки того или иного произведения и создает общую критическую базу. Без этого иконопись очень быстро превращается в сплошное произвольное рисование, часто бессмысленное, а то и еретическое (об этом мы говорили в этой статье).

С целью качественного канонического образования иконописцев, православное иконописное предание создало прекрасный инструмент, методическое пособие – так называемый иконописный подлинник. Это свод правил стилизации образов святых, построенный по принципу «фоторобота», с описанием волос, бороды, усов, глаз, одежды и аксессуаров.

Прежде чем «творить» в иконописи, необходимо долго учиться! Набивать руку на элементарных упражнениях, тренировать глаз, изучать историю иконописного канона, копировать достойные образцы (не обязательно сразу шедевры Рублева), приучать свой разум мыслить с точки зрения канона. Потом можно попытаться взять фото святого, икону с уже известным святым, по типажу похожим с новоканонизированным, и опираясь на уже существующий иконографический тип стилизовать фото. Такие занятия, если проводить их регулярно, дадут прекрасный результат. Но очень долго нужно просто стараться послушно следовать канону. Только потом можно дерзнуть добавить что-то от себя, став опытным мастером, который точно не навредит никому и ничему своим творчеством.

Tags: , , ,

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *