Ярославль

Святые с увечьями на иконах

Авторский сайт иконописца и реставратора Онискиевой Ксении

Святые с увечьями на иконах

Были такие люди, которые при жизни получили определенные физические увечья, а впоследствии прославлены в лике святых. И когда пишут их иконы, то часто изображают и полученные этими святыми увечья. Однако это является серьезной ошибкой, не столько художественной, сколько богословской. В одной из предыдущих статей, говоря о каноничности, мы рассказали, что в иконах воплощаются определенные богословские концепции православия. И изображение святых с физическими недостатками в этом смысле является неканоничным. Расскажем почему.

Что же символически изображается на иконе? Каким образом мы понимаем, что на ней изображен святой? С помощью каких изобразительных средств подчеркивается святость изображенных?

Дело в том, что на молельной иконе изображается человек преображенный действием Божественной энергии, человек, по слову прп. Серафима Саровского, “обоженный”, стяжавший благодать Духа Святого. Человек ставший богом не по природе, а по благодати. Т.е. это уже не тот человек, который был во время его земной жизни, а тот, кем он стал соединившись с Богом. Более того, он изображается таким, каким будет после всеобщего воскресения, когда Бог будет “вся во всем” (1 Кор 15:28). И как сказано в Откровении св. Иоанна Богослова: “Смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет; ибо прежнее прошло” Откр. 21:3. (Выделено автором статьи)

Таким образом, сложилась традиция не изображать на молельной иконе каких-либо прижизненных физических недостатков святых. Исключение составляет только икона с житием святого, где он изображается во время своей земной жизни.
Давайте, приведем примеры с такими неканоничными иконами святых. Ну, прежде всего, ввиду большой популярности, вспоминается икона блж. Матроны Московской.

Икона Матроны Московской

Несмотря на стремление написать молельную икону этой святой по древнему канону, иконописец изобразил ее слепой. Почему же он так написал Матрону? Ответа может быть два: либо он недостаточно образован и не знает, что этого делать нельзя, либо это было пожелание заказчика, который точно не в курсе данного канона. Иконы этой святой в подавляющем большинстве своем написаны не канонично. Про иконы, попросту списанные с прижизненных фото Матроны мы даже говорить не будем. Впрочем, изредка попадаются и правильные образы. Например, вот.

Икона блаженной Матроны Московской. Правильный извод.

Второй популярный святой, который на иконе изображается инвалидом, это прп. Серафим Саровский. Согласно его житию, он получил от разбойников травму спины и до конца жизни ходил в согнутом состоянии. Таким его и изображают обычно, специально рисуя в ракурсе 3/4, чтобы подчеркнуть эту характерную согбенность.

Акафист Молитва по соглашению Серафиму Саровскому - БФ ПравЖизнь

Интересно, что прп. Серафима еще часто (как и на представленной иконе) изображают с четками в виде бусин, хотя о нем хорошо известно, что он молился по старообрядческой лестовке, одевался в дониконовскую монашескую одежду, стриг волосы и любил знаменный распев. Иными словами, он принадлежал к РПЦ, но любил всё дониконовское. Встретить хотя бы что-то похожее на каноничную икону прп. Серафима можно чрезвычайно редко.

К неканоничности можно также отнести и икону св. Христофора. Как видим, тенденция изображать изуродованных святых появилась давно.

Икона Святого Христофора | Orthodox icons, Church art, Saint christopher

Несмотря на то, что существуют и каноничные изводы этого святого.

Святой мученик Христофор Ликийский / Патриархия.ru

К сожалению, многие иконописцы, как уже было показано выше на примере иконы блж. Матроны, либо сами не обладают необходимой богословской и канонической грамотностью, либо идут на поводу у заказчиков, не удосуживаясь объяснить им, как правильно изображать святых, не занимаются просвещением верующих. Очень жаль.

Tags: , , , , , , , ,

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *